Ликвидация фирмы: решение без последствий и проблем
Ликвидация фирмы - процесс трудоемкий, требующий знаний всех этапов. Несоблюдение порядка ликвидации может привести к потере имущества, судебным разбирательствам, штрафам и наказаниям. Пройти все этапы ликвидации помогут наши специалисты. Чтобы успеть закрыть фирму в сроки, установленные законодательством, важно понимать последовательность действий. Из практики мы знаем, что основные моменты, которые затягивают процесс ликвидации - расчеты с налоговой инспекцией и Социальным фондом. Важно понимать, что даже с минимальным долгом организация закрыта не будет, а если не представлен какой-то отчет - его придется обязательно составить и сдать с уплатой штрафов.
Расчеты с кредиторами – это существенная составляющая ликвидационного процесса. Кроме налоговой инспекции ликвидатор обязуется завершить все взаиморасчеты с другими контрагентами, пройдя путь от уведомления всех своих кредиторов до полного погашения имеющейся задолженности. Задолженность перед поставщиками и иными лицами ведет к невозможности зарегистрировать ликвидационный баланс. Судебные споры с кредиторами – это основание для регистрирующего органа принять решение об отказе зарегистрировать ликвидацию. Полагать, что кредитор не заметит опубликованного сообщения на Федресурсе или в Вестнике государственной регистрации, не даст результат. Наоборот, нарушение порядка уведомления кредиторов только затягивает ликвидацию.
Не хотите проходить ликвидацию самостоятельно, проводить сверки, сдавать отчеты, работать с задолженностью, увольнять персонал – ждем Вас!
Получите бесплатную консультацию
Звоните прямо сейчас: +7 (495) 507-49-56Добровольная ликвидация фирмы на основании решения участников представляет собой несколько этапов:
Принятие решения о ликвидации организации
Сначала принимается решение о ликвидации, назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. Если организация небольшая, а руководитель и владелец бизнеса в одном лице - для ликвидации назначают одного ликвидатора (часто – действующего руководителя). Как только назначается ликвидатор (комиссия), необходимо опубликоваться на Федресурсе. Решение владельцев компании требуется зарегистрировать в налоговой инспекции (появляется запись в ЕГРЮЛ). Дополнительно размещаем информацию в Вестнике. С момента внесения записи в ЕГРЮЛ руководство юридического лица переходит к ликвидатору (ликвидационной комиссии).
Руководитель компании (генеральный директор) больше не занимается руководством и подписанием финансово-хозяйственной документации. Счетом распоряжаться он также не может, а электронная цифровая подпись руководителя прекращает свое действие. Для дальнейшего подписания всех цифровых документов требуется получение новой электронной подписи, выпущенной на имя ликвидатора юридического лица. Если ликвидатором становится бывший директор, то переоформления электронной подписи не избежать, так как меняется наименование должности лица, действующего от общества.
Ликвидационный процесс
Ликвидатор (ликвидационная комиссия) уведомляет всех кредиторов о принятом решении ликвидировать общество и оценивает возможность погасить все их требования. Хотя кредиторам дается срок не менее двух месяцев предъявить свои требования, ликвидатор (комиссия) обязаны выявлять кредиторов и уведомлять их письменно. Если это проигнорировать, кредитор имеет право через суд назначить арбитражного управляющего, то есть провести дальнейший процесс ликвидации фирмы без ликвидатора (комиссии), которые назначались участниками бизнеса. Такое развитие событий крайне нежелательно, так как контроль за ликвидационным процессом будет полностью потерян, а труд арбитражного управляющего будет подлежать обязательной оплате. Наша рекомендация – максимальное внимание к требованиям кредиторов, составлению и отправке уведомлений, чтобы действующее законодательство в области ликвидации не было нарушено.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
После отправки уведомлений о ликвидации, как только срок предъявления требований кредиторов закончится, ликвидатор (комиссия) составляют промежуточный ликвидационный баланс. В промежуточном балансе должны быть отражены следующие показатели в обязательном порядке:
- Состав имущества предприятия, находящегося в процессе ликвидации;
- Перечень предъявленных требований;
- Результаты рассмотрения требований;
- Перечень требований, удовлетворенных судом.
Промежуточный ликвидационный баланс не имеет утвержденной формы, поэтому у каждой компании он индивидуален. Утверждают промежуточный баланс участники (учредители) юридического лица.
Если окажется, что денежных средств недостаточно для того, чтобы погасить всю задолженность, происходит продажа имущества с торгов (кроме имущества не более 100 000 рублей). И если после этого полученных средств оказывается недостаточно, тогда ликвидатор (комиссия) обращается в суд с заявлением о банкротстве.
Если денежных средств достаточно, чтобы удовлетворить все требования кредиторов, тогда до завершения ликвидации происходит выплата долгов в порядке установленной очередности.
Составление ликвидационного баланса
Ликвидационный баланс является завершающей ступенью ликвидации и составляется после решения всех вопросов с кредиторами. Составленный баланс должны утвердить участники (учредители) юридического лица. Как и промежуточный баланс, ликвидационный составляется в свободной форме. Промежуток времени между составлением ликвидационного баланса и его регистрацией в налоговой инспекции очень важен. Ведь после того, как ликвидационный баланс зарегистрируют, юридическое лицо перестанет существовать. При этом на балансе компании на момент составления ликвидационного баланса может находиться имущество, которое участники общества должны распределить между собой до окончания ликвидации. Главное, чтобы сама компания не закрылась, а продолжала функционировать. Это необходимо для проведения банковских операций, подписания необходимых документов, переоформления движимого и недвижимого имущества. Кроме того, компания продолжает выполнять функции налогового агента при распределении имущества среди ее участников (акционеров) до завершения ликвидации, платить налоги, сдавать отчетность.
При вещных спорах кому передать имущество на этапе ликвидации, ликвидатор должен продать такое имущество с торгов. Для этого также необходимо, чтобы фирма функционировала, даже при том, что ликвидационный баланс уже составлен.
И только после проведения всех расчетов можно зарегистрировать ликвидационный баланс (получить запись о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ).
Ликвидация бизнеса четко регламентирована, но существует ряд моментов, которые вызывают трудности у ликвидаторов, из-за чего ликвидация организации затягивается. Особенно это касается взаиморасчетов и отчетности. Нельзя забывать, что ликвидация – не повод для приостановки сдавать отчеты и платить налоги. Помните, что срок ликвидации ООО – не больше одного года. Если опоздать и не ликвидировать предприятие, потребуется отменять ликвидацию и начинать весь процесс сначала, но не ранее, чем через полгода с момента ее отмены. В таком случае бизнес несет существенные временные и денежные затраты при ликвидации общества.
Чтобы не допустить нарушения регламента ликвидации, не получить штрафы, а также не потерять время и деньги – обращайтесь в нашу компанию, чтобы ликвидировать юридическое лицо, не создавая себе проблем! Мы поможем пройти все этапы ликвидации максимально быстро официальным путем без последствий для собственников и руководителя организации.
Мы можем помочь ликвидировать фирму!
Звоните прямо сейчас: +7 (495) 507-49-56Ликвидация малого предприятия по упрощенной схеме
Если бизнес относится к числу малых или средних предприятий и зарегистрирован в соответствующем реестре, компания не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты НДС, а также у компании нет никаких долгов, недвижимого имущества и транспортных средств, тогда участники могут закрыть бизнес по упрощенной схеме. С 1 июля 2023 года можно подать только одно заявление о прекращении бизнеса, подписанное всеми участниками организации, и не составлять промежуточный и ликвидационный баланс, не назначать ликвидатора, а просто дождаться исключения компании из ЕГРЮЛ. Основные недостатки упрощенной ликвидации: не всем компаниям подходит данный метод, потерять право на упрощенную процедуру закрытия компании можно после начала данной процедуры, в случае отказа потребуется все начинать с самого начала, претензии контрагенты могут предъявить в течение 1 года с момента публикации о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, а участники общества несут субсидиарную ответственность в случае обоснованных претензий кредиторов после закрытия компании. Более подробная информация как ликвидировать ООО упрощенно находится здесь.
Ликвидация фирмы: как избежать наказания
Основные практические моменты, на которые стоит обратить внимание при ликвидации:
- Ликвидировать фирму или оставить как есть? Это самый распространенный вопрос при ликвидации. Бросать фирму не рекомендуется, время может играть против вас. Накапливается задолженность по несданной отчетности, вносится запись о недостоверности в ЕГРЮЛ, меняется законодательство – все это может привести к тому, что вместо желаемого закрытия по принципу «ничего не делать» можно получить проблему с длительным сроком ее решения. Проблемы могут быть следующего характера: невозможность регистрировать бизнес в течение 3 лет участникам и руководителю, несоблюдение прав кредиторов с приведением к управлению арбитражного управляющего и привлечению ликвидатора или руководителя к ответственности. Соответственно, чтобы не было проблем, должна быть выбрана официальная ликвидация юридического лица.
- Можно ли найти другой способ ликвидации, кроме официального? Существует только один официальный путь ликвидации предприятия, включая упрощенный вариант, который появился с 1 июля 2023 года, поэтому поиск иных путей является поиском проблем. В уголовном кодексе уже много лет работает статья о подставных лицах. Ликвидация путем продажи, смены адреса и руководителя, уход в офшорную юрисдикцию не работают в настоящее время, а приносят только проблемы. Поэтому мы не рекомендуем искать альтернативу ликвидации, а ликвидировать бизнес правильно, чтобы избежать последствий.
- Можно ли закрыть фирму без налоговой проверки? Ликвидация фирмы является поводом для возможного назначения выездной налоговой проверки. Однако стоит отметить, что выездные проверки при ликвидации – явление редкое. Риск выездной проверки есть у компаний с накопленной негативной историей взаимодействия с налоговой, при наличии долгов перед бюджетом, разрывов НДС и прочими проблемами, о которых компания не может не знать. Просто так приходить с налоговой проверкой никто не будет. Скорее всего вы самостоятельно можете оценить риск проведения проверки с учетов вашего взаимодействия с налоговой инспекцией. Для компании, которая сдавала все отчеты и платила налоги, ликвидация проходит безболезненно, никаких наказаний не происходит.
- У компании на момент ликвидации есть долги. Что за это будет и возможна ли ликвидация с долгами? Само наличие долгов – это естественный процесс работы любой компании. При осуществлении сделок образуются задолженности. Если мы должны кредиторам - выполняем все требования от публикаций и уведомлений до погашения долга. При этом существуют долги, которые ликвидатор (комиссия) может не признать. Если с такой позицией контрагент не согласен, он имеет право обратиться в суд, иначе кредиторская задолженность спишется. В результате получается, что с каждым долгом и контрагентом необходимо разбираться, чтобы учесть все нюансы возникновения и погашения обязательств, а также не пострадать от возможных претензий контрагентов. Соблюдение всех процедур работы с задолженностью очень важно для избежания наказаний при ликвидации организации.
- Кого и как можно назначить для управления ликвидацией? Чтобы ликвидировать юридическое лицо, требуется ликвидатор. Им может быть сотрудник или третье лицо, не связанное с бизнесом, по трудовому или гражданско-правовому договору. Частым выбором при ликвидации становится профессиональный юрист или экономист, который хорошо знает весь процесс. Наша компания может помочь ликвидировать вашу организацию с предоставлением ликвидатора без вашего участия! Избежать назначение ликвидатора (комиссии) можно только при упрощенной процедуре.